Для преподавателей

«Компетенция» становится ключевым понятием не только в образовании, но и в общественной жизни. Сегодня широко используются понятия профессиональной, социальной, экономической, политической и других функциональных компетенций. Однако это ключевое понятие, как правило, употребляется без должного раскрытия его психологической сущности. Если говорить об актуальности и практической значимости такого социально-психологического феномена как психологическая компетентность, а более широко – психологическая культура, то можно привести примеры, когда отсутствие элементарной психологической грамотности выступает главной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей.

Можно привести факты, когда отсутствие психологической компетентности или психологической культуры приводит к возникновению стрессов, болезненных состояний, кризисов и даже катастроф в жизни и деятельности как отдельных людей, так и жизнедеятельности общества в целом. Особое значение приобретает психологическая культура в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма.

По мнению многих психологов, психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека. Сейчас в нашем обществе больше востребован первый компонент. В этом контексте вопрос повышения психологической культуры педагога особенно актуален. Посредством чего можно повысить психологическую культуру педагога? Психологическая общественность в последнее время активно уделяет внимание этому вопросу. Необходима система формирования психологической культуры.

По этому вопросу можно обозначить несколько направлений:

во-первых, формирование психологической грамотности как некоторого минимума психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения. Необходимо активное знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству.

во-вторых, формирование психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.

В итоге следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми, способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов. Здесь необходимы установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность, а также интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение.

Источник многообразных человеческих проблем следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания во многом имеют свои корни в психологической безграмотности родителей и семьи. Большинство проблем обусловлены именно психологической некомпетентностью определенной части педагогов, а также традиционной психологической безграмотностью в организации учебно-воспитательного процесса и педагогического взаимодействия. Педагогические подходы часто оказываются неэффективными как для решения задач обучения, так и для воспитания.

Профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности. Процесс формирования личности педагога связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть — от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности. Моральные обязанности учителя сложились исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знаний. Как в начале прошлого века в России была весьма актуальной задача ликвидации общей безграмотности, так сегодня, в начале 21 века, чрезвычайно актуальной становится задача ликвидации психологической безграмотности в российском обществе.

Эта задача является ступенькой к решению более сложной стратегической задачи формирования жизненных компетенций у подрастающего поколения, которую невозможно решить без участия преподавателей, родителей и социально-психологической службы образования. Таким образом, в условиях образования работу по формированию психологической культуры, по повышению психологической грамотности, профессиональной этики, компетентности, следует считать важнейшей задачей образовательного учреждения.