gototopgototop

Концепция

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от  04.05.2017 г. № 43/2

КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

КГАПОУ  «Добрянский гуманитарно-технологический

техникум им. П. И. Сюзева»

Введение

Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание молодежи.

Концепция воспитательной системы в краевом государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева» (далее ДГТТ) представляет собой программную идею, совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы учебно-воспитательной и внеурочной работы ДГТТ (далее Концепция).

Концепция исходит из того. Что воспитательный процесс в системе среднего профессионального образования является ограниченной частью профессиональной подготовки и должен быть направлен на достижение ее целей и задач- формирование современного специалиста высокой квалификации, обладающего должным уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, комплексом профессионально значимых качеств личности, твердой социально- ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей. Для достижения этого Концепция предусматривает организацию в ДГТТ системы воспитательной работы адекватной сложившимся условиям социализации молодежи и деятельности техникума.

Задачи Концепции - обеспечить теоретические, методологические и методические основы качественной организации воспитательной системы, сформировать и обозначить критерии и ориентиры, конкретизировать целевую направленность, предложить идеи и направления воспитания будущего специалиста в техникуме. При этом Концепция рассчитана на самостоятельную позицию сотрудников ДГТТ в выборе конкретных задач,форм и методов воспитательной работы.

Концепция разработана в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98- ФЗ; в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральным Законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Стратегией развития воспитания в российской федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015 г.;

- УставомКГАПОУ «ДГТТ им. П.И. Сюзева»;

- локальными нормативными актами ДГТТ;

Концепция отражает собой определенный этап развития воспитательной системы техникума. Концепция содержит общие положения по организации воспитательной работы, сложившиеся к настоящему времени. Модернизация российской системы образования предполагает дальнейшее совершенствование и развитие Концепции.

1. Теоретические основы Концепции воспитательной системы.

Реализация ключевых принципов современного образования представляет собой воплощение конкретной деятельности путем предоставления каждому обучающемуся условий для интеллектуального, культурного и нравственного развития при получении профессионального образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями, обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики.

Практическая реализация этих принципов, современные тенденции развития среднего профессионального образования, условия российского социума. Роль и значимость профессионального образования в обществе выдвигают, в качестве одной из важнейших задач, задачу организации воспитательной работы.

Воспитательная работа строится исходя из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей и представляет собой совместную учебную, научную, творческую и общественную деятельность обучающихся и педагогического коллектива.

2. Цели и задачи воспитательной работы.

В соответствии с федеральным законодательством об образовании в Российской Федерации образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний и умений, навыков, ценностных установок в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в. интересах человека, семьи, общества и государства.

Основными целями воспитательного процесса в ДГТТ являются:

- переход от разрозненных воспитательных мероприятий к развитию и эффективному использованию социокультурной образовательной среды, как самообразующей основы воспитания обучающихся -будущих специалистов;

- формирование общей, гражданской и профессиональной культуры будущего специалиста;

В процессе воспитательной деятельности в ДГТТ решаются следующие задачи:

  • Формирование личностных качеств необходимых для эффективной профессиональной деятельности, создание в техникуме условий для формирования лидерских качеств обучающихся, конкурентоспособностей выпускников на рынке труда, коммуникативных способностей обучающихся через развитие информационно-коммуникационных технологий;
  • Формирование мотивации на здоровый образ жизни, неприятие асоциальных явлений;
    • Воспитание интеллигентности;
  • Формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, укрепление активной жизненной позиции;
  • Создание сплоченного коллектива, комфортных социально- психологический условий для личностного развития будущих специалистов;
  • Укрепление и сохранение лучших традиций, существующий в ДГТТ, российском студенчестве, направленных на воспитание у обучающихся представлений о престижности выбранной ими профессии;
  • Включение обучающихся, коллективов студенческих групп и педагогического коллектива в целостную систему воспитательнообразовательной деятельности;
  • Создание системы студенческого самоуправления как средства воспитания самостоятельности, ответственности и самореализации будущих специалистов;
    • Совершенствование системы мониторинга воспитательного процесса.

2.1. Принципы организации воспитательной деятельности

В основе принципов организации воспитательной деятельности в ДГТТ лежит единство, целостность, взаимосвязь учебного и внеурочного процессов. Основными принципами организации воспитательной деятельности в техникуме являются:

- Научность подхода в определении целей и задач воспитания, в единстве учебной и внеурочной деятельности;

- Преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций техникума;

- Инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса;

- Открытость воспитательной системы;

- Полноценная и равноправная информированность участников и организаторов воспитательного процесса;

- Толерантное отношение к различным культурам, убеждениям;

- Опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации).

Реализация задач воспитательной деятельности в ДГТТ  на основе указанных выше принципов осуществляется через:

- Разработку и выполнение тематических, комплексных программ;

- Планирование работы на уровне учебной группы, техникума;

- Организацию массовых студенческих мероприятий, направленных на индивидуальное творческое развитие;

- Поддержку развития творческих коллективов, развитие научного общества студенчества, нормативно- правового обеспечения организаторов воспитательной деятельности, ежегодную оценку качества и эффективности организации воспитательной работы.

2.2. Формы организации воспитательной деятельности

Выбор форм организации воспитательной деятельности основывается на анализе эффективности и практическом опыте ДГТТ.

Концепция предусматривает, что реализация воспитательной функции техникума осуществляется в единстве учебной и внеурочной деятельности и определяет следующие формы воспитательной работы с обучающимися:

- Учебные занятия (лекции, семинары, практикумы и т.д.);

- Культурно-массовые и культурно-просветительские мероприятия;

- Спортивно-массовые мероприятия;

- Творческие объединения;

- Деятельность органов студенческого самоуправления, вовлеченных в организацию учебной и досуговой деятельности обучающихся;

- Научно-практические конференции, семинары- совещания;

- Опросы, анкетирования, социологические исследования среди обучающихся;

- Психолого-педагогическое консультирование;

- Иные формы, вызываемые к жизни в ходе решения выдвигаемых ею проблем.

Для организации воспитательной деятельности разрабатываются необходимые документы и материалы, выполняющие как директивную так и методическую функцию.

Процесс воспитательной работы во внеурочной деятельности для ее участников предусматривает:

- Формирование органов студенческого самоуправления и участие в них;

- Формирование традиций техникума (проведение Дня знаний, Дней здоровья, Дня Техникума, Сюзевские чтения, конкурсов профессионального мастерства и т.д.);

- Содействие в повышении эффективности учебного процесса

(соревнование на лучшую студенческую группу, студент года, экскурсии, творческие встречи и др.);

-Участие в общественной деятельности (проведение акций,организация и проведение праздников, посвященных значимым датам в истории России, участие в международных и общероссийских акциях и т.д.);

-Развитие художественного творчества (организация творческих, выставок, конкурсов, участие в квестах, посещение театров и т.д.);

- Организация научно-исследовательской работы обучающихся (работа в студенческом научном обществе, организация научно-практических конференций, участие в региональных, городских конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

-Формирование здорового образа жизни обучающихся (организация спортивных секций и соревнований);

-Организация досуговых мероприятий (фестивали, конкурсы,концерты и т.п.);

-Участие в благоустройстве техникума (субботники, уборкатерритории, закрепленного за учебной группой помещения и пр.);

-Содействие решению социальных проблем обучающихся (участие в назначении обучающихся на социальные стипендии, оказании материальной поддержки нуждающимся обучающимся и пр.);

-Информационное обеспечение (организация работы по оформлению информационных стендов в учебных аудиториях и фойе техникума, интернет- сайте и др.);

3. Основные направления воспитательной работы.

Воспитательная работа в ДГТТ строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

Процесс воспитательной работы, связанный с учебной деятельностью предполагает:

- Наличие в учебных рабочих программах нравственных, психологопедагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов;

- Наличие комплекса профессиональных знаний, умений (конструктивных, организаторских, коммуникативных и др.) необходимых для будущего специалиста;

- Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся, как одного из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научного и культурного прогресса;

- Пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций через дисциплины ОБЖ и БЖД, профилактику правонарушений через правовые дисциплины, также через проведение различных акций;

- Отражение в психологических дисциплинах вопросов по адаптации первокурсников, организации психолого-консультационной службы.

Внеурочная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в техникуме, столь же приоритетная, как и учебная. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы время, в рамках которого обучающийся свободно выбирает тот или иной вид занятий. Она должна обеспечивать удовлетворение потребностей, развитие интересов и обогащение ментального опыта обучающихся.

Для обучающихся участие во внеурочной деятельности добровольно, хотя рассматривается как значимый показатель социальной активности и ответственности за качество профессиональной подготовки.

Участие в организации внеурочной воспитательной работыпедагогического коллектива техникума рассматривается как важная часть должностных обязанностей и является показателем их профессиональной компетентности и личной ответственности за подготовку будущих специалистов.

Реализация Концепции воспитания в техникуме осуществляется в студенческих группах посредством сочетания традиций, современных методов и форм осуществления воспитательного процесса. В качестве основных элементов системы воспитательной работы выделяются несколько направлений.

3.1. Правовое и гражданско – патриотическое воспитание

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной

гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

-Создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогического коллектива, участвующего в воспитании обучающихся по формированию российской гражданской идентичности;

-Формирование у обучающихся патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания молодежи;

-Повышение качества преподавания гуманитарных учебных дисциплин, обеспечивающих ориентацию обучающихся современных общественно- политических процессах, происходящих в России, мире, а так же осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны!;

- Развитие у молодежи уважения к таким символам государства как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

- Развитие поисковой и краеведческой деятельности, студенческого познавательного туризма;

Критериями и показателями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи являются:

- Проявление ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению;

- Соблюдение законов и норм поведения;

- Желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение традиций, уважение к историческому прошлому своей страны, своего края, города, учебного заведения, к деятельности предшествующий поколений;

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи качества гражданина-патриота.

Основными задачами гражданско-патриотического воспитания обучающихсяявляются:

- Формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания;

- Формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, понимание достижений и места России и Пермского края в мировой истории, культуре, науке;

- Привитие уважения к истории и традициям народов и народностей, населяющих Пермский край, Россию;

- Привитие любви и бережного отношения к родному языку;

- Вовлечение обучающихся и участие их в различных формах социально- значимой деятельности, формирование чувства коллективизма и личнойответственности.

3.2. Духовно – нравственное воспитание  и художественно – эстетическое

В качестве критериев нравственного воспитания выступают: уровень знании и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Ориентация общества на духовные ценности и нравственное поведение является одним из показателей уровня развития общества.

Концепция предполагает комплексность воспитательного процесса, который включает в себя систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высокими нравственно-этическими целями.

Духовное и нравственное воспитание обучающихся на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

-Развития у обучающихся нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- Формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

- Развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

-Расширение сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся;

-Содействия формированию у обучающихся позитивных жизненных ориентиров и планов;

-Оказание помощи обучающимся в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых, конфликтных;

Приобщение обучающихся к культурному наследию предполагает:

-  Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

- Создание равных для всех обучающихся возможностей доступа к культурным ценностям;

-Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;

-Увеличение доступности литературы для семей, приобщениеобучающихся к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям литературы и искусства;

- Создание условий для доступности музейной и театральнойкультуры дляобучающихся;

- Поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

-  Повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной литературы, в том числе с использованием информационных технологий;

- Создание условий для сохранения, поддержки и развитияэтнических культурных традиций и народного творчества.

Основными задачами нравственно- эстетического воспитания обучающихся являются:

- формирование высоконравственных идеалов, уважение и терпимость к чужим убеждениям;

- развитие эстетического вкуса у обучающихся;

-повышение роли педагогического коллектива в нравственноэстетическомвоспитании обучающихся;

- сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа,! воспитание стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей;

- стимуляция различных форм самодеятельного творчества обучающихся, развитие досуговой, клубной деятельности;

- организация взаимодействия, сотрудничества с учреждениями культуры города, области, страны

- развитие системы информационно-методического обеспечения воспитательной работы по вопросам нравственно-эстетического воспитания;

- сохранение, развитие и эффективное использование материальных объектов культуры техникума.

3.3. Трудовое воспитаниеобучающихся

Трудовое направление предполагает подготовку профессионально грамотного, конкурентоспособного, ответственного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Оно предполагает решение следующих задач:

- Формирование специалиста, профессионально и психологически готового к конкуренции на рынке труда;

-Приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам профессиональной этики;

-Формирование творческого подхода к самосовершенствованию в избранной специальности;

-Воспитание потребности добровольного участия в благоустройстве общетекникумовской территории и хозяйственных работах в учебных аудиториях для воспитания бережливости и чувства причастности к собственности и имущества техникума;

-Содействия обучающимся в обеспечении их временной занятости, в трудоустройстве по окончанию техникума.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

-Воспитания у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

-Формирования у обучающихся умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческогоотношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

-  Развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

- Содействия профессиональному самоопределению, приобщения обучающихся к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

3.4. Воспитание культуры и здоровья

Воспитание культуры и здоровья является неотъемлемым качеством общественно-значимой личности. Формирование этой культуры понимается как направленная деятельность коллектива техникума на создание в нем социально адаптированной системы, содействующей гармоничному духовному и физическому развитию обучающихся, укреплению их здоровья, совершенствованию их физической активности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.

Основные задачи деятельности по формированию культуры здорового образа жизни:

-Взаимодействие учебного и внеурочного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, осознанной потребности в физическом совершенствовании, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физкультурой, спортом, туризмом;

-Формирование позиции нетерпимого отношения к пьянству, курению, употреблению ПАВ;

Физическое воспитание направлено на формирование телесного здоровья, на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, обеспечивающих будущему специалисту психическую устойчивость в обществе, конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху, приобщение студенчества ипедагогического коллектива к занятиям спортом, пропаганда здорового образажизни.

3.5. Развитие студенческого самоуправления

Студенческое самоуправление — это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности обучающихся, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческого коллектива, самоуправление является демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией техникума деятельность, оптимизацию всейжизнедеятельности техникума.

В современных условиях необходимы новые идеи развития студенческого самоуправления, связанные с подготовкой конкурентоспособных специалистов. Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного. Ответственного отношения обучающихся к возможностям перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.

Основные задачи этой деятельности:

-     Представление интересов студенчества на различных уровнях: общетехникумовском, районном, краевом;

-       Участие студенчества в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности обучающихся;

-        Участие в разработке, принятии и реализации мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в техникуме;

-       Организация социально значимой общественной деятельности студенчества;

-       Обеспечение обучающихся информацией о государственной молодежной политике и различных аспектах жизни техникума.

3.6. Формирование имиджа и корпоративности техникума

Одним из условий успешного развития техникума является формирование его имиджа как стабильного, успешного, инновационного образовательного учреждения, обладающего разносторонними современными подходами к учебному процессу, в котором успешно сочетаются учебная и внеурочная деятельность. Средством достижения этого является, в том числе и, воспитательная деятельность;

Основными задачами по формированию и укреплению корпоративности являются:

-       Сохранение и поддержка существующих в техникуме традиций;

-       Укрепление связей с выпускниками, пропаганда их достижений;

-       Проведение разнообразных общетехникумовских мероприятий.

3.7. Правовое воспитание и профилактика правонарушений среди

обучающихся

В воспитательной деятельности ДГТТ существует система профилактики.

Функционирует Совет профилактики. Основными задачами работы Совета профилактики являются:

-       Оказание консультативной помощи обучающимся и их законным представителям, педагогическим работникам по вопросам профилактической деятельности;

-       Мониторинг правонарушений и преступности среди обучающихся техникума;

-       Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных действий

-       Анализ воспитательной работы в среде техникума;

-       Проведение диагностики для выявления обучающихся«группы риска» по психолого-социальным показателям;

-                   Адресная работа с группой риска (метод доверительных бесед, лекций с обсуждением тем, привлечение специалистов по профилю);

-       Проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности;

-       Информационное обеспечение обучающихся нормативными документами техникума;

-       Просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и другие зависимостей.

3.8. Социально-психологическая поддержка обучающихся

В динамичном современном обществе перед образованием встает задача формирования у молодых людей готовности к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды, к жизни в разнообразном и конфликтном мире, уметь строить и анализировать свои действия, соотносить их с собственными и общественными ценностными ориентациями. Решению психологических проблем обучающихся способствует работа педагога-психолога. Основные направления ее деятельности: диагностическое, психологическая коррекция, профилактическое, консультативное, просветительское. Задача педагога-психолога: подготовка обучающихся к их успешной профессиональной карьере, формирование у них профессионально значимых и социально необходимых личностных компетенций, позволяющих достигать статус профессионала в своей будущей профессиональной деятельности.

Основными принципами психологической поддержки обучающихся являются

гибкость, многообразие форм и методов работы, целостный поход к здоровью личности.

Особое внимание в работе уделяется обучающихся категории сирот и опекаемых, а также несовершеннолетним обучающимся.

3.9. Профориентационная работа

Воспитательная работа должна быть направлена на формирование профессионально- педагогической культуры будущего специалиста..Критериями профориентационной работы в техникуме является эффективность работы педагогического коллектива по трудоустройству обучающихся и выпускников. Администрация техникума осуществляет сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для выпускников техникума.

Осуществляется взаимодействие с территориальными органамигосударственной службы занятости населения.Происходит сбор обобщение, анализ информации о состоянии тенденции рынка труда и формирования банка данных вакансий по профессиям и специальностям, реализуемых в техникуме.

Профориентационная работа в техникуме  нацелена на организацию крепких связей между самим техникумом, школами и семьями учащихся. Она направлена на интерес абитуриентов к освоению специальностей конкретного профиля, что в будущем обязательно качественно отражается на профессиональной подготовке выпускников.В связи с этим техникум проводит профессиональные пробы на предприятиях города для учащихся школ, а также мастер классы по специальностям и профессиям на базе техникума.

4. Условия реализации Концепции воспитательной системы

Концепция воспитательной работы в ДГТТ может быть реализована при определенных правовых, организационно- управленческих, финансовых и материально-технических условиях. Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственныхобразовательных стандартов.

Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности обучающегося сучетом его потребностей, интересов и способностей. Развитие форм включения обучающихся в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно- спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования системы дополнительного образования обучающихся и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.

Создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, впервую очередьинформационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации обучающихся.

 Информационное организационно- методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями. Содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения. Воспитание в обучающихся умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Обеспечение условий защиты обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

4.1. Правовые условия

Правовыми условиями реализации Концепции являются основные положения российского законодательства об образовании, нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации. Создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Развитие культуры межнационального общения. Формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов.

Развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, и том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.

Развитие в студенческой среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. Формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии. Коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками другим негативным социальным явлениям. Разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации обучающихся, в том числе детей из семей мигрантов.

Правовые механизмы включают:

-     Развитие и совершенствование федеральной, региональной, муниципальной нормативной правовой базы реализации Концепции;

-       Совершенствование системы правовой и судебной защитыинтересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

-         Развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

-         Нормативно-правовое регулирование порядка предоставленияучастникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Концепцией.

4.2. Кадровые и организационно- управленческие условия

Кадровые и организационно-управленческие условия реализации Концепции предусматривают формирование особой структуры управления и организации воспитательной работы, привлечение к ней квалифицированных педагогических кадров. А также создание системы их подготовки и повышение квалификации. В ДГТТ непосредственно организацией воспитательной работы с обучающимися в учебных группах занимаются мастера производственного обучения, кураторы учебных групп, педагог-психолог, социальный педагог.  Заместитель директора

осуществляет планирование, организацию, координацию и управление всей воспитательной деятельностью в техникуме. Деятельность педагогических работников в учебной группе строится на основании планов работы.

Организационно- управленческими механизмами являются:

-       Системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании обучающихся, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

-       Формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в РФ;

-       Организация мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации Концепции;

Кадровые механизмы включают:

-       Модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

-       Подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников техникума в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Концепции.

4.3. Функции организаторов воспитательного процесса

Педагогический Совет ДГТТ решает вопросы общего руководства. Определяет стратегические направления воспитательной работы, корректирует общую систему организации, функции субъектах процесса воспитания обучающихся:

-       Анализ и оценка итогов воспитательной и методической работы;

-       Разработка, апробация, экспертиза и применение педагогическими работниками новых педагогических и воспитательных технологий.

Мастера производственного обучения и кураторы учебных групп совместно с активом обучающихся разрабатывают план воспитательной работы группы на учебный год.

Каждый преподаватель планирует на учебный год (раздел в плане индивидуальной работы) воспитательные мероприятия, способствующие формированию культуры, расширению кругозора, развитию профессиональных умений и навыков обучающихся.

Органы студенческого самоуправления

Система студенческого самоуправления позволяет обучающимся участвовать в управлении техникумом и организации своей жизнедеятельности.

Студенческий Совет реализует:

-       содействие администрации техникума и преподавательскому коллективу в проведении как плановых, так и внеплановых мероприятий всех направлений (учебных, научно-организационных, дисциплинарных, культурно-массовых и т.д.);

-       информирование обучающихся о деятельности Студенческого Совета «Центр-Актив», проведении мероприятий и т.д.;

-       защиту прав обучающихся КГАПОУ «Добрянский гуманитарно- технологический техникум им. П.И. Сюзева».

Конкретные функции органов студенческого самоуправленияопределяются Положением  об организации Студенческого Совета «Центр – Актив» в КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева».

4.4. Финансовые и материально-технические условия

Реализация Концепции воспитательной системы ДГТТ возможна при условии создания соответствующей финансовой и материально- технической основы.

Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:

-       Целевые средства бюджета;

-       Внебюджетные средства.

Основная задача- оптимизация и эффективность расходования финансовых ресурсов, расширение возможностей привлечения дополнительных средств на организацию воспитательной деятельности.

5. Контроль за реализацией Концепции воспитательной системы

Контроль эффективности воспитательной работы возлагается на директора техникума, его заместителей, Педагогический Совет техникума.

Непосредственный контроль осуществляет заместитель директора, ответственный за воспитательную работу, который проводит систематический мониторинг процессов реализации Концепции, эффективности организации воспитания и динамики уровня воспитанностиобучающихся техникума.

Основными видами контроля являются итоговый и текущий контроль. Итоговой контроль организуется по результатам учебного года в форме отчета О проделанной работе, предоставляемый на итоговый Педагогический Совет.

Текущий контроль проводится в течение учебного года, охватывает деятельность определенного направления воспитательной работы.

6. Система мониторинга состояния внеурочной

воспитательнойработы

Систематический мониторинг внеурочной деятельности способствует эффективной организации работы техникума, повышению уровня организации воспитательной работы.

Управление целостным воспитательным процессом необходимо осуществлять на основе систематического проведения целевых мониторинговых исследований. В зависимости от сложившихся обстоятельств предметом проводимого мониторингового исследования может быть:

-       Сохранение физического и психического здоровья обучающегося;

-       Включенность обучающихся в различные виды жизнедеятельности техникума;

-       Реально достигнутый уровень эмоционального комфорта всех основных участников образовательного процесса;

-       Степень удовлетворенности обучающихся качеством образования;

Мониторинг качества организации воспитательного процесса.

В техникуме мониторинг воспитательного процесса чаще всего осуществляется по следующим актуальным вопросам:

Фактическая занятость обучающихся в системе дополнительногообразования

-       Контроль посещаемости учебных занятий;

-       Реализация коллективных творческих проектов и программ;

-       Занятость обучающихся, степень их активного участия в общих делах техникума и мероприятиях;

-       Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня;

-       Деятельность студенческого самоуправления;

Мониторинг результативности воспитательного процесса

В этом виде мониторинга в техникуме изучаются:

-       Уровень состояния здоровья;

-       Уровень правонарушений;

-       Уровень удовлетворенности жизнедеятельностью техникума;

-       Уровень участия в конкурсах, мероприятиях, акциях;

-       Уровень сотрудничества и взаимодействия техникума и общественных организаций и различных учреждений;

-       Репутация (имидж) образовательного учреждения (положительные отзывы) об образовательном учреждении).

В мониторинг воспитания включается системная качественная и количественная диагностика эффективности функционирования и тенденций саморазвития воспитательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, условия и результаты воспитания, развития и саморазвития обучающихся

и иные показатели.

7. Адаптация первокурсников

Адаптация обучающихся - первокурсников  к режиму учебной и внеурочной деятельности в ДГТТ является основой их успехов в учебе, активному участило во всех сферах общетехникумовской жизни на протяжении всего периода обучения.

Для быстрой адаптации первокурсников необходим системный подход, который предусматривает:

-       Работу по формированию благоприятного климата в студенческих группах;

-       Проведение мероприятий по обучению первокурсников по организации своего времени, по адаптации к учебному процессу в техникуме;

-       Организацию работы мастеров производственного обучения,

-       кураторов учебных групп, преподавателей, обеспечивающих позитивные взаимоотношения «преподаватель-обучающийся»;

-       Формирование личной ответственности обучающегося за результаты обучения;

Основными направлениями адаптации обучающихся первого курса являются:

-       Ознакомление первокурсников с историей и традициямитехникума;

-       Ознакомление с правилами внутреннего распорядка техникума;

-       Формирование студенческого актива групп;

-       Информирование обучающихся;

-       Организация работы мастеров производственного обучения и кураторов учебных групп, предоставление методического обеспечения;

-       Развитие творческого потенциала первокурсников;

-       Социально-психологическая работа с обучающимися;

-       Социологические исследования среди обучающихся и мониторинг используемых адаптационных программ;

-       Формирование корпоративной культуры, имиджа учебного заведения.

Заключение

Воспитание - это процесс постоянного творческого поиска. Концепция должна служить основой для создания программы воспитательной деятельности на период обучения обучающихся, плана внеурочной деятельности техникума на учебный год.

К важнейшим условиям реализации Концепции воспитания в ДГТТ относятся:

-       Ориентация на конкретный конечный результат воспитательного процесса;

-       Опора на творческую активность студенческих коллективов;

-       Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений, сочетание задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи.

В техникуме планируемое содержание воспитательной работы соответствует требованиям законодательства об образовании и локальным нормативным актам техникума.

Концепция воспитательной деятельности ДГТТ постоянносовершенствуется, обогащается за счет постоянного изучения и обобщения положительного опыта воспитательной деятельности.

В современных условиях перед ДГТТ стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участие в становлении их гражданской позиции.

Предлагаемая Концепция ориентирована на поиск эффективных путей повышения качества воспитательной деятельности техникума.

 
Copyright © 2019. ГБПОУ «ДГТТ им. П. И. Сюзева». Все права защищены.