gototopgototop
Педагог-для родителей

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

 

Итак, поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе, у детей формируются такие качества как мужественность, женственность.

Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Она требует постоянного самосовершенствования.

Всегда родителей волновал вопрос воспитания детей, все мы хотим, чтобы дети были хорошими, счастливыми, добрыми и хорошо учились. Вот несколько советов, которые, возможно, кому-то знакомы, а кто-то услышит их впервые, кого-то они заставят задуматься.

Совет первый: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Вам очень хочется научить, покритиковать, наказать. Не так моешь посуду, не так пишешь, не так складываешь свои вещи и т.п. Реакция детей на такое вмешательство разная: одни теряются, другие обижаются, а третьи вообще отказываются что-либо делать. Вспомните себя, как вам было трудно написать букву, часто подмести пол или забить гвоздь. Сейчас вам эти дела кажутся простыми. Когда годовалый ребенок учится ходить, вы же не ворчите на него, а радуетесь за каждый новый самостоятельный шаг.

Так же нелепы критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам. Как же учить, если не указывать на ошибки? Ребенок относится к своим ошибкам более терпимо, чем взрослый. Он доволен тем, что у него уже что-то получается. Не торопите его. И если ваши взаимоотношения с ребенком позитивные – это весомая прибавка к общему результату учения. Большое значение имеет и эмоциональный след в душе ребенка: удовольствие или неудовольствие от деятельности, уверенность или неуверенность в своих возможностях, что способствует усвоению умений и навыков.

Совет второй: совместная раздельная деятельность – включение родителя в деятельность ребенка. Эта та ситуация, когда ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и либо попросит помощи сам, либо признается в своей беспомощности. В этой ситуации ему обязательно надо помочь.

В то же время родители должны повышать степень самостоятельности детей при выполнении домашних заданий. Самостоятельность является ключевыми в решении и воспитательных и образовательных задач. Самостоятельный ребенок умеет прибрать за собой, подмести и вымыть пол, проявляя при этом заботу не только о себе, но и о других членах семьи. Самостоятельность в быту воспитывает волю, терпение, умение преодолевать трудности. Все эти качества нужны для успешной учебы. Хорошие знания получает тот ученик, который умеет их добывать самостоятельно. Учитель лишь направляет его мысль и помогает ему справиться со сложным материалом. Но эта свобода учебы приходит из семьи, где умело развивали душу и тело, действовали согласованно, терпеливо, в нужный момент проявляли волю, различали и принимали достоинства и недостатки ребенка путем постоянного общения с ним. Это нелегко, особенно в наше время, когда приходится любыми способами обеспечивать материальное существование семьи, когда нет привычки и времени разговаривать с ребенком по душам.

Как же нам всем хочется иметь «образцового» ребенка, чтобы его ставили в пример, а мы краснели от гордости за него. По мнению многих психологов, «образцовый» ребенок – ребенок несчастный. Это ребенок под маской. И никто не знает того дня, когда он эту маску скинет. А скинет он ее обязательно. Вот тогда родителям не позавидуешь.

А. С. Макаренко учил, что «в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…». Но нельзя злоупотреблять ничем. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать эгоиста. Нужно во всем чувство меры.

Ребенка нужно принимать таким, каков он есть, любить его не за то, что он отличник, а просто так. Нередко мы сообщаем ребенку, что если ты будешь хорошо учиться, закончишь полугодие на отлично, сдашь все экзамены и т.п, перестанешь лениться и т.д., то тогда мы тебе … Значит, мы его любим при каком-то условии.

А в психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. И при ее отсутствии у вашего ребенка возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Можно выразить недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим. Можно осуждать его действия, но не его чувства.

Наверное, нам всем, есть над чем задуматься, поработать, чтобы наказание и поощрение не пошли во вред ребенку, не сделали его равнодушным, послушным внешне, замкнули его душу, сделали эгоистом, признающим только материальное.

Я предлагаю вам тест «Родительское отношение»

     Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. Над каждым вопросом долго не задумывайтесь, т.к. правильных и неправильных ответов не существует.

Поставьте себе, отвечая на вопросы, по 2 балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ “иногда”. Отрицательный ответ оценивается в 0 баллов.

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

Интересуются ли дети вашей работой?

Знаете ли вы друзей своих детей?

Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?

Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?

Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:

- Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.

- Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо задуматься о том, что и каким образом можно изменить в ваших отношениях.

- При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира – это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается и личное, и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен видеть мир не только глазами, но и сердцем.

Я вам предлагаю прочитать десять заповедей, а свой выбор вам предстоит сделать самим:

- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

- Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.

- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.

- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

- Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

- Не унижай.

- Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь.

- Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

 

Желаю счастья!

 
Copyright © 2017. КГАПОУ «ДГТТ им. П. И. Сюзева». Все права защищены.